Как Столыпин помог адвентистам
В основу своей государственной деятельности П. А. Столыпин положил принцип, высказанный еще основателем государственной школы Б. Н. Чичериным: "Либеральные реформы и сильная власть". Официально было объявлено о следующем курсе преобразований: свобода вероисповеданий, неприкосновенность личности и гражданское равноправие в смысле "устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения", преобразование местных судов, реформа средней и высшей школы, полицейская реформа, преобразование земства, подоходный налог, "меры исключительной охраны государственного порядка".
За выход из православной церкви – лишить всех прав
Первые годы адвентистской истории в России пришлись на время царствования Александра III , когда всплеск революционного террора и разлад в обществе привел к ужесточению внутренней политики и возвышению роли православной церкви как главного идеологического орудия «охранительства» – орудия сохранения существующих порядков. Кроме подъема революционных настроений власть всерьез была озабочена ростом протестантских общин и распространением ими своей веры среди православных.
В мае 1883 г. был обнародован закон под названием «Мнения Государственного совета о даровании раскольникам всех вероисповеданий права богослужения». С одной стороны, закон предоставлял старообрядцам и протестантам некоторые права на проведение богослужений, с другой, он создавал законодательную базу для преследования инакомыслящих и стал активно применяться для борьбы с «раскольническими сектами». Тогда к сектантам начали применять различные административные меры: путем ссылки разъединяли членов семьи, отнимали детей и имущество. В дальнейшем был взят курс на еще более жесткую линию по отношению к «раскольникам», «совратителям» и «душегубцам», как стали называть в России протестантов. Закон также послужил своеобразной санкцией на погромы и пытки. «К сектантам применялись мероприятия, которые даже нельзя назвать административными, так как, хотя они и производились администрацией в лице становых урядников, старшин, сотских и десятников, но носили уже характер пыток… Так, например, в с. Александрополь Хорошевской волости Павлоградского уезда Екатеринославской губернии сектантов «били палками, дрючками, железными крючками, вытаскивали за волосы на улицу, рвали на них одежду, забивали рот и нос грязью, топили в лужах, зарывали в землю, раздевали женщин донага и били их вилами и батогами» 1.
В 1891 г. на совещании православных архиереев во главе с обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым была принята рекомендация к власти по поводу отношения к «сектантам»: «Быстрый рост сектантства является серьезной опасностью для государства. Всем сектантам должно быть воспрещено покидать свое местожительство. Все преступления против Православной Церкви должны разбираться не в советах, а в духовных судах. Паспорта сектантов должны быть помечены особым образом, чтобы их нигде не принимали ни на работу, ни на жительство, пока жизнь в России не станет для них невыносимою. Дети их должны силою отбираться и воспитываться в православной вере». Следствием этой рекомендации стало внесение в уголовный кодекс соответствующих статей: «За выход из церкви и присоединение к другому религиозному обществу – лишение всех гражданских и личных прав. В более легких случаях – полтора года исправительных заведений. За распространение еретических или сектантских учений и пособничество в этом – ссылка в Сибирь, Закавказье или другие отдаленные места» 2.
В русле проводимой политики по отношению к «сектантам» царские власти всяческие препятствовали деятельности адвентистской церкви в России. Пионеры адвентизма в России в своих воспоминаниях указывают, что не один раз подвергались преследованиям со стороны власти, вплоть до тюремного заключения. Чиновники на местах плохо разбирались в особенностях вероучения адвентистов и на том основании, что адвентисты празднуют субботу, относили их к объявленной вне закона секте «жидовствующих». Адвентистам в то время пришлось приложить много усилий, чтобы донести до понимания власти истинную суть своих убеждений. Так, на I общем съезде российских адвентистов в 1890 г. в Эйгенгейме, на Кавказе, где присутствовало около 100 делегатов, было принято специальное обращение к правительству: «Мы не враги правительства, а его друзья. Истинный христианин должен исполнять законы Божьи, а заповеди Его требуют повиновения властям предержащим» 3.
Манифест о веротерпимости
После жесткой политики, проводимой властью по отношению к протестантам, важнейшим моментом в истории адвентистской церкви в России стал царский Манифест от 17 апреля 1905 г. Манифест коренным образом менял характер взаимоотношений между государством и «инакомыслящими», не принадлежавшими к православной церкви. Были отменены прежние ограничения для последователей неправославных религиозных движений, а также разрешен свободный переход «из Православной Церкви в инославные». Этим указом впервые в России была провозглашена религиозная свобода, свобода совести и были открыты новые возможности для развития адвентистской церкви в России.
После принятия указа царское правительство запросило у адвентистов информацию о вероучении и деятельности церкви, и руководители церкви не упустили возможности воспользоваться благоприятным моментом для того, чтобы легализовать свое существование в России. Ответ на запрос правительства было решено оформить в форме благодарственного адреса с кратким изложением основ вероучения. Текст благодарственного адреса был принят в октябре 1905 г. на 5-м съезде Северо-Российского миссионерского поля года в Петербурге и на 5-м съезде Южно-Российского союза в Александрове. Адрес был передан Председателю комитета министров С.Ю. Витте.
Вот, что говорилось в документе:
«Благодарственный адрес его императорскому величеству, государю императору Николаю Александровичу!
Мы, верноподданные Вашего императорского величества, принадлежащие к христианскому обществу адвентистов седьмого дня, распространенному по всему миру, в лице нижеподписавшихся, уполномоченных общинами, находящимися в государстве Вашего императорского величества, ввиду тяжелого положения нашего дорогого отечества осмеливаемся всеподданнейше выразить Вашему императорскому величеству нашу глубокую скорбь вместе со всеми богобоязненными людьми страны, умоляя Всевышнего о полном успокоении нашей Родины, при котором она могла бы продолжать свое развитие…»
Далее кратко излагались основы адвентистского вероучения, где среди прочего говорилось об отношении адвентистской церкви к власти: «Мы верим, что правительство поставлено от Бога, и молимся за него и, на основании Библии, обязуемся «отдавать кесарево кесарю», принося ему подати, налоги, страх и честь, а «Божье – Богу», соблюдая Его заповеди».
Заканчивался адрес словами: «Всеподданнейше изложивши все это Вашему императорскому величеству, мы осмеливаемся выразить наше сердечное желание, чтобы Господь сохранил Ваше императорское величество для блага нашей Родины еще на многие лета».
Текст документа был отпечатан в Гамбурге на специальной бумаге и вложен в папку из зеленой кожи, на обложке которой золотом был вытиснен государственный герб России и надпись: «Благодарственный адрес».
Председатель комитета министров Витте передал послание адвентистов императору. Ознакомившись с письмом, Николай II написал на нем: «Сердечно благодарю общину за выражение
чувства» 4.
Столыпинский циркуляр
Используя благоприятный повод, руководители адвентистской церкви ходатайствовали о распространении на церковь адвентистов седьмого дня обещанных в Манифесте от 1905 г. религиозных свобод:
«Мы преисполнены величайшей благодарности к Богу, в своем провидении расположившему сердце Вашего Императорского Величества даровать всем христианским вероисповеданиям давно желанную свободу совести, за которую мы горячо благодарим Ваше Императорское Величество, в полной уверенности, что ее блага будут предоставлены и нам» 5.
На этот раз царская власть не только заметила, но и оценила поддержку небольшой адвентистской церкви в смутное время. Вскоре последовало официальное признание церкви адвентистов седьмого дня царским правительством, что было зафиксировано в разосланном по всем губерниям империи правительственном циркуляре:
«Министерство внутренних дел. Департамент духовных дел иностранных исповеданий.
6 ноября 1906 г. №5532
Господину губернатору!
Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 28 марта 1879 г. секте баптистов предоставлено исповедовать их вероучение, отправлять общественное богослужение в устроенных ими или отведенных ими для сего, с разрешения губернаторов, домах с возложением на местные гражданские власти ведения метрических записей браков, рождений и смертей баптистов.
Ныне правительствующий сенат указом от 14 марта 1906 г. за №2783 разъяснил, что учение адвентистов представляется схожим с учением баптистов и может рассматриваться как один из видов последнего, а так как баптистам по ст. 1106 «Устроение иностранного исповедания» разрешено свободно исповедовать их вероучение, то нет достаточных оснований к отказу в том же и адвентистам.
Ввиду сего и в целях устранения неопределенности в вероисповедном положении адвентистов, насчитывающих в России около 3000 приверженцев, я признаю необходимым разъяснить, что на секту адвентистов распространяются действия всех правил, установленных для баптистов…
Министр внутренних дел
П. Столыпин» 6.
Позднее председатель Всесоюзного Союза адвентистов седьмого дня Г. И. Лебсак сравнивал этот правительственный циркуляр с указом персидского царя Кира в VI веке до н. э., когда иудеям после долгого пленения разрешено было вернуться на родину и восстановить Божий храм.
В октябре 1907 г. в Риге состоялся первый съезд Всероссийского Союза Церкви адвентистов седьмого дня, на котором был учрежден Российский Союз и принят его устав. После окончания работы съезда вновь избранный председатель Российского Союза Ю. Бетхер послал устав новой организации директору департамента духовных дел, и ходатайствовал об официальном признании Российским правительством адвентистской церкви как религиозной организации. Спустя два месяца, 4 февраля 1908 г., был получен официальный ответ с припиской Синода Православной церкви:
«Синод признает нежелательным разрешение собраний адвентистов в видах ограждения населения от распространения среди них неправильных учений и толкований религиозного характера» 7.
Получив отказ, Ю. Бетхер снова посылает устав с просьбой о регистрации, но уже министру внутренних дел П. А. Столыпину – с напоминанием о его циркуляре, где заявляется о признании прав адвентистов. Регистрация устава означала полную легализацию деятельности адвентистской церкви в России с правом назначать или избирать проповедников (до того времени этот вопрос находился в ведении департамента духовных дел), проводить съезды, собираться на богослужения в частных домах без особого на то разрешения местного начальства.
25 апреля 1908 г. был получен положительный ответ и затем, после приведения к присяге в Лифляндском Губернском Правлении на верность службы во время пребывания в России, Ю. Бетхер получает удостоверение Департамента Духовных дел иностранных исповеданий «действовать в качестве проповедника среди адвентистов России, пользуясь льготами духовного мира».
В результате период с 1905 до конца 1910 гг. был временем чрезвычайно активной деятельности адвентистской церкви на территории Российской империи. Признав в 1908 г. полномочия Ю. Бетхера как руководителя адвентистской церкви, власти признали ее право на существование и санкционировали ее развитие.
1. В.И. Ясевич-Бородаевская. Борьба за веру. С-Петербург, 1912. С.31-39.
2. А. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. История и современность. С-Петербург, 2004. С. 281.
3. А. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. История и современность. С-Петербург, 2004. С. 278.
4. Из истории Церкви христиан адвентистов седьмого дня, №2. Заокский, 2001. С. 53, 54.
5. А. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. История и современность. С-Петербург, 2004. С. 285.
6. Там же.
7. А. Григоренко. Эсхатология, милленаризм, адвентизм. История и современность. С-Петербург, 2004. С. 287.