Что отличает адвентистское вероучение?
Вероучительные положения адвентистской церкви можно условно разделить на три части. К первой относятся богословские взгляды, которые объединяют христиан адвентистов с ортодоксальным христианством.
Во-первых это:
- Доктрины сформулированные в постановлениях первых четырех соборов и утверждающие веру в тайну Божественной Троицы и тайну Богочеловечества Господа Иисуса Христа. Другими наиболее важными доктринами, воспринятыми адвентистами из богословского наследия Восточной и Западной церквей, являются:
- Понимание греховности человеческой природы, сформулированное Блаженным Августином;
- Уверенность в силе преобразующей благодати Божьей, характерная для православного христианства;
- «Юридические» категории, в которых описывается дело спасения человека, свойственные католическому богословию.
Ко второй части вероучительных положений адвентистской церкви можно отнести те, которые она вобрала из наследия протестантской Реформации (1517-1850).
- Великие « solas » («только») Лютера и Кальвина ( Sola Scriptura – только Писание, sola fide – только вера, sola gratia – только благодать, а также принцип священства всех верующих);
- Заимствованное из арминианского богословия учение о свободной воли человека, могущего выбрать или отвергнуть путь послушания Богу;
- Традиционное протестантское понимание всеобщей человеческой греховности, использование юридических категорий для описания дела спасения, и веры в преобразующую благодать Господа.
Так же существенную роль в формировании богословия адвентистской церкви сыграли английские и американские «движения возрождения» XVIII - XIX в со свойственным для них миссионерским духом и американский « реставрационизм » с его радикальным библейским богословием, оптимистическим индивидуализмом и «освященным» рационализмом».
И, наконец, третью группу вероучительных доктрин адвентистской церкви составляют доктрины, которые выделяют адвентистское богословие:
- Учение о буквальном и видимом Втором пришествии Христа как неминуемом событии, которое должно произойти до тысячелетнего царства;
- Доктрина о служении Христа в святом святых небесного святилища и начале «следственного суда»;
- Доктрина о вечном авторитете Закона Божьего и святости седьмого дня – субботы;
- Понимание смертности души или условном бессмертии , что подразумевает бессознательное состояние мертвых вплоть до воскресения и суда, который решит вечную участь;
- Понимание ада как полного и окончательного уничтожения нечестивых ;
- Доктрина о тысячелетнем Царстве как периоде, когда искупленные царствуют на небесах вместе со Христом, в то время как сатана заключен на опустошенной земле;
- Учение о духовных дарах, включая дар пророчества, которые продолжают действовать в Церкви;
- Холическое (целостное) понимание природы человека, подразумевающее единство его физической и духовной природы;
- Понимании того, что «церковь остатка» — адвентисты седьмого дня имеют особое поручение в провозглашении вести Трех Ангелов из 14-й главы Книги Откровение.
Доктрины, которые отличают адвентистское богословие, не являются просто набором специфических вероучительных доктрин, но представляют собой совокупность богословских концепций, сформированных на основе четырех ключевых идей:
- Следование протестантскому принципу Sola Scriptura («Только Писание») или убежденность в непререкаемом авторитете Библии в богословских и этических вопросах.
- Придание особой значимости апокалиптической части библейского канона (книге пророка Даниила, проповеди Господа Иисуса Христа на Елеонской горе, Откровению Иоанна ) при формировании адвентистской эсхатологии.
- Тема «великой борьбы» или повествование об искупительной инициативе Бога, которую Он предпринял ради спасения человечества и восстановления гармонии во вселенной. Во свете этой темы истолковывается происхождение греха, восстание Люцифера, распространение греха во вселенной и грехопадение Адама и Евы.
- Представление о небесном святилище и «следственном суде», которые помогли развить понимание вселенской «теодицеи». Эти представления послужили основой для понимания великой борьбы между Христом и сатаной и ее финала. Великая борьба и святилище стали ключевыми идеями, определяющими самоидентификацию адвентистов.
ВСЕ ИСПЫТЫВАЙТЕ, ХОРОШЕГО ДЕРЖИТЕСЬ
После посещения адвентистской духовной семинарии в Заокском, один человек иронично заметил: "Адвентисты постарались выбрать в религии все лучшее". Конечно, это очень поверхностное суждение. Но все же право выбирать лучшее, в том числе и в религии вполне естественно, как говорит ап . Павел: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Средневековому человеку, не приходилось выбирать религию, за него выбирали цари и правители. Причем выбирали для всех и на века. Даже отцы Реформации соглашались с формулой «чья страна того и вера». Но современный человек стоит перед вызовом, как сказал Ф.М. Достоевский, взять на себя трудное «бремя свободы», или ответственности и обязанности связанные с правом на свободу совести.
Адвентистская церковь была основана как движение, как нечто открытое для нового, для развития и продвижения вперед. Условием развития церкви и ее богословия является понимание своей ограниченности и способности заблуждаться, а так же понимание своей зависимости от руководства Святого Духа в поисках бесконечной Божьей правды. Ибо для ищущих правды, характерно признание свей духовной нищеты, несостоятельности и греховности, а не стремление хвалиться своим великим прошлым или утверждение себя едиными правдолюбцами на земле.
Слово Божье разоблачает зло и утверждает право человека избирать правду. Библейские пророки Моисей, Иеремия, Исайя обличали древний Израиль в его грехах и отступлении. Господь и апостолы пострадали за провозглашение Правды. Поиск Божьей правды даже ценой собственной жизни был целью многих правдоискателей на протяжении всей истории человечества. Слово Божье призывает нас так же быть открытыми и видеть истинное и доброе у тех, кого называют иноземцами, самарянами, иноплеменниками, мытарями и грешниками.
Если мы признаем водительство Божье в истории христианской Церкви, то мы должны признать и то, что Господь обличает грехи Церкви и направляет ее на стези правды. В сякий, кто действительно любит Бога, не будет искать оправдания для своих грехов. Зло, которое творили крестоносцы во время крестовых походов, преступления инквизиции, казни «еретиков», где бы они ни происходили, в Испании, в Женевской республике, или на Руси не имею оправдания. Зло не станет добром и по прошествии долгого времени, так же и добро, даже если попытаться его опорочить, никогда не станет злом.
Итак, избирая следование за Господом, мы не обязаны принимать абсолютно все, что нам оставили предшествующие поколения. Но с другой стороны, было бы жестокой ошибкой забыть о вере Церкви Христовой, которую она хранила во все времена, как на Востоке, так и на Западе. Свет Иисуса Христа освещал путь многим поколениям, и помимо богатого культурного наследия христианство имеет главное богатство — мужей и жен веры, отразивших образ Христа в своей жизни. Это то, что сближает христиан, разделенных временными эпохами и деноминационными заборами .